Главная » ШКОЛА "Бадминтон для всех"
Советы нельзя замечания. Или в поисках места для запятой.
Почему мы не делаем замечания на соревнованиях?
Потому, что советы и замечания это принципиально разные психологические сущности во время соревнований.
Советы (в основном по тактике) на соревнованиях мы даём, а замечаний (особенно по техническому исполнению) не делаем, и вот почему.
Соревнования - это демонстрация уже наработанных, имеющихся, закреплённых навыков и умений. Во время соревнований должно работать самое надёжное, самое лучшее, что есть в арсенале конкретного спортсмена. Попытка заставить думать над рефлексами, менять наработанные ответные реакции на события на корте, даст разрушительный эффект с вероятностью близкой к единице, то, что хорошо умеем, работать перестанет, а выполнить то, что нужно, не сможем, так как не умеем.
Соревнования это экзамен по итогам обучения, по итогам проделанной длительной работы, соревнования это не место для радикальных экспериментов. Завершившиеся соревнования сами дают ответы, что хорошо в подготовке спортсмена, а над чем нужно поработать, сделать акцент на тренировках.
Почему ещё не нужно "править" игрока во время соревнований?
Существуют две крайности психологической устойчивости спортсменов: люди с подвижной психикой и люди с психикой непрошибаемой. Причём первых гораздо больше чем вторых.
Игрок с "нежной" психикой, с высоким уровнем чувства ответственности способен выпасть из игры от одного единственного "негативного" замечания. То, что на тренировках его мотивирует, что помогает ему "пахать" и "переть вверх к вершинам", на соревнованиях может дать диаметральный результат. Общение с такими спортсменами на соревнованиях должно идти исключительно практично и конструктивно, без эмоционального контекста. Такие спортсмены обычно сами прекрасно понимают, что "косячат", и отчаянно ищут решение для выхода на рабочий режим.
Другая крайность - "глухие" спортсмены, поглощённые происходящим и не реагирующие на воздействия извне границ корта. Пробиться в сознание невозможно даже во время игровых перерывов. Ты понял? Понял! Кивает головой, выходит на корт, и ты видишь чистый, незамутнённый твоими советами, лист.
А между этими крайностями бесконечность вариаций, восприятий, реакций, способностей слышать и воплощать услышанное в действия на корте.
Резюмируем. Практически бессмысленно ожидать от игрока, что он во время соревновательного матча научится выполнять что-то, чему его не учили, или чему он не научился за долгие тренировки. А вот деморализовать игрока непрерывным потоком критики можно запросто.
За примерами далеко ходить не нужно, достаточно понаблюдать за играми в некоторых микстах на любительских турнирах. Банальные примеры - самоуверенные "мальчики" с завышенной самооценкой учат во время игры уму-разуму своих "девочек". Косячат сами, но обоснованно, почему не сыграли как надо, они знают и не имеют к себе претензий, всем прощают свои собственные "подставы". А вот принять, что накосячила девочка, что "не смогла" - не могут. Потому обильно изливают на "девочку" негатив своей профнедопригодности, чем подавляют, уничтожают моральное состояние напарницы.
Хотя... Это уже скорее тема для отдельного разговора...
04.03.2023